Доброго времени, хорошие мои.

Часто в письмах и отчетах учеников читаю фразы:

"...Когда я вижу красивые акварели, то сперва чувствую восхищение, а потом грусть - я так никогда не смогу..."

"...Иногда картины других художников такие красивые, что хочется повеситься, потому что все бессмысленно..."

"...Я испытываю трепет и унижение от его картин, мне так никогда не научиться..."

"...Мила, вы подобрали такие красивые картины для примера, что я посмотрела на свои и расплакалась..."

Грусть, тоска, беспомощность -  это самые энергозатратные чувства.

Возможно, из-за них вы теряете всю свою энергию, и на радостное творчество ничего не остается. 

Если вы испытываете похожие чувства, то скорее всего у вас приливы энергии сменяются резким спадом. Эти колебания вас выматывают, потому что они непредсказуемы. Это как дырявая емкость, из которой постоянно вытекает вода, и если в нее не добавлять воду, то емкость в любой момент может оказаться пустой. 

Многие художники из-за этого бегают по марафонам в поисках источника энергии. Но только они перестают бегать по марафонам, только перестают закачивать в себя энергию, как наступает апатия и опустошенность. Мне постоянно пишут об этом. И все время приходят просьбы: Мила делайте больше марафонов, они так заряжают.

Марафоны - хорошо, но сначала давайте залатаем дыры

Чтобы пойманная энергия не утекала в приступе творческой ревности, апатии и неверия в свои силы.  Ведь на марафонах рядом могут оказаться очень сильные художники, и из-за этого могут снова опуститься руки. 

На последнем марафоне меня просили выгнать "профессионалов", потому что нечестно им соревноваться с "любителями". Уж я то знаю, что в творчестве нет "профессионалов" и "любителей" - это не соревнование. 

  • Если вы воспринимаете творчество как соревнование с другими; 

  • Если у вас возникает чувство унижения при взгляде на восхитительные картины других художников;

  • Если вы боитесь, что никогда не сможете так прекрасно рисовать;

  • Если чувствуете приступы беспомощности;

  • Если посещают мысли, что вы зря тратите время на обучение рисованию;

  • Если вы думаете, что у вас нет способностей, нет таланта, что вы посредственность...

То давайте разберемся с этими чувствами.

Неэффективные программы 

Такие чувства чаще всего возникают, если у нас встроены неэффективные программы действия.

Первая программа: я чувствую унижение, когда у других получается лучше, чем у меня.

Моя жена давно со мной не спит,

и любовника я убил не из ревности,

а из зависти.

Художники, которые рисуют красивые картины точно не хотели, чтобы глядя на их картины зрители испытывали унижение. Вряд ли они, создавая картину, думали: сейчас я такое нарисую, что все сдохнут от зависти.

Какая-то странная цель для творчества 🙂

Большая часть художников также сомневается в собственном мастерстве. Даже самые продвинутые художники, как бы уверенно себя не вели на публике, в глубине души трепетные и тоже боятся, что их картины не понравятся. 

Чаще всего, создавая шедевр, они думают, как бы сделать так, чтобы людям понравилось. 

Если вам все же кажется, что художник хотел, чтобы зрители "сдохли от зависти", то возможно  вы "зеркалите".

Музей 3D-картин (Китай, Санья) 

 Фото из музея 3D-картин (Китай, Санья)

Проследите за своими чувствами и мыслями, когда вы начинаете новую картину. Возможно это ваши чувства и мысли, которые вы проецируете на других людей. Возможно вы рисуете, чтобы все сдохли от зависти, а все не дохнут, и вас это расстраивает. Шучу. 

Я не думаю, что вы настолько кровожадны.

Но, если вы рисуете только для того, чтобы стать популярным, известным, чтобы вами восхищались - то это, то самое и есть. 

Если ваша цель соревнование, если вы хотите стать круче всех других художников - то это, то самое  "чтобы все сдохли от зависти". 

Ревность к чужому успеху - самая большая энерго-дыра для творческого человека.

Чтобы залатать такую дыру, достаточно откорректировать цель.

Можно заменить цель: стать самым крутым на стать счастливым.

Человек, который хочет стать крутым, на самом деле хочет быть счастливым. 

Фото@Dimitramilan.com

Художница Димитра Фото@Dimitramilan.com

И сразу меняется программа действия, меняются мысли и меняются ощущения.

Что делает счастливый человек?

Наслаждается моментом! 

Постарайтесь концентрироваться на удовольствии от процесса. 

Вспомните о собственных идеях. Вспомните, что именно вы мечтали рисовать?

Какие идеи вас будоражили, когда вы пошли учиться? И как именно вы хотели, чтобы это выглядело? Какими материалами это лучше сделать?

Возьмите блокнот сделайте несколько эскизов, найдите самый удачный ракурс, самую удачную композицию.

Выберите цветовую гамму - сделайте тесты: попробуйте выполнить маленький эскиз в разных цветовых сочетаниях.

А если что-то не получается?

Этот мир тебе ничего не должен, 

но в нем куча возможностей. 

Радуйтесь! Вы нашли точку для роста!

Вы поняли каких знаний вам не хватает.

У нас есть интернет и наш форум! Найдите знания именно по этой проблеме, и вы станете профессиональнее, ваше мастерство вырастет.

От проблемы к проблеме, от задачи к задаче, от рисунка к рисунку - вы будете расти как художник.

Мы живем в прекрасное время, когда знания доступны. 

Теперь восхитительная картина другого художника не будет восприниматься как унижение. Восхищение, да! Любование, да! Вдохновение, да! А унижения нет. 

Вы будете идти собственным путем. Это только ваша дорога, тут нет соревнований, тут есть счастье саморазвития, радость от самосовершенствования.

И самопознания.

Потому что только вы, и никто кроме вас не может почувствовать, что вам нравится рисовать, как вам нравится рисовать, и чем вам нравится рисовать. 

На вашем пути нет никого кроме вас!

Второй вариант неэффективной программы "Я хочу сейчас"

"Я лучше буду поднимающейся обезьяной,

чем падающим ангелом"

Терри Пратчетт

Нет, Мила, я не хочу тратить время на обучение, я хочу сразу рисовать шедевры! 

Ах, это детская позиция "Я ХОЧУ!". 

Можно еще упасть на пол и ножками постучать.

Но мы же понимаем, что

во-первых, после слез ничего не изменится.

Во-вторых, даже если вы будете после этого круто рисовать, то не будет удовольствия от процесса роста, не будет в вашей памяти того множества мелких побед, когда радуешься, что какой-то прием после пятой-десятой попытки  получился так, как нужно! Счастье от преодоления. 

У каждого есть такие счастливые воспоминания, когда что-то не получалось, а потом получилось - и ты победитель! 

Велосипед, коньки, плаванье... первый удачный рисунок. Я помню свой первый удачный рисунок, учитель тогда сказал: такое уже можно продавать! 

Какое это счастье! И такие моменты бесценны. 

Художница Eve Farb  фото@eve_farb

В-третьих: представьте, что случилось чудо, пришел волшебник и дал вам дар Великого Художника. И вы, не приложив даже минимальных усилий, стали круто рисовать.

И что? Ну? Вот, случилось? И что будет? В какой момент будет счастье? Когда скажут - как ты классно рисуешь? Сколько времени продлится счастье? 

В глубине души будет такое ощущение словно не достоин этой похвалы, потому что это не ты, не ты настоящий. 

Доказано, мы искренне радуемся только заслуженной похвале. 

И когда  наиграемся этим даром, понимая, что никакого развития впереди нет, будем ли счастливы?

Самое счастливое время - радость от каждой маленькой победы на пути самосовершенствования.

Можно пойти на мастер-классы и нарисовать сразу чужие красивые картины, но в душе все равно будет некоторое ощущение дискомфорта: это не моя идея, не моя картина, я просто скопировал все шаги за другим художником. 

Я помню, как в 6 классе меня обязали нарисовать стенгазету к Новому году. Но я не знала, что  еще и другого мальчика обязали. У него отец был художник, и он ему помог. Естественно моя газета была детским рисунком рядом с прекрасной копией новогодней открытки размером с ватман подписанной взрослым каллиграфическим почерком. Две газеты были повешены на доску, чтобы выбрать лучшую газету, которая пойдет от класса. И все смеялись над моими рисунками. И я еле сдерживала слезы. А одноклассник, который сидел со мной за одной партой, сказал: Твоя газета лучше, потому что ты сама рисовала. 

От мастер-классов есть польза, просто на них нужно уметь учиться, я обязательно напишу статью об этом. 

Третий вариант: искаженная программа сигнал-реакция

В детстве мы учимся реагировать на разные сигналы.

Чтобы нас не выгнали из стаи, нужно реагировать на сигналы правильно.

Мы учимся от окружения, когда смеяться, а когда плакать, когда злиться, когда радоваться, когда чувствовать себя победителем, а когда неудачником.

Вот так сидишь довольный и радостный, рисуешь свои машинки, самолетики или цветочки, и думаешь, как хорошо жить на свете. А тебя тык носом в какой-нибудь шедевр от Леонардо да Винчи: пока так не научишься, не имеешь права быть счастливым. Поэтому убери улыбку со своего лица и работай, не поднимая головы! 

Именно так превращают счастье в унижение. После этого любой увиденный шедевр является СИГНАЛОМ, для включения РЕАКЦИИ, что ты неудачник, посредственность или ничтожество. 

Это утрированный пример. Но, думаю, в каждом детстве были такие слова "Посмотри как у Пети получилось, а ты какую-то ерунду сделал!"

Запомните!
Вы можете изменить записанную в детстве программу СИГНАЛ - РЕАКЦИЯ!

Отследите, в какой момент у вас включается неприятная реакция, и действуйте по плану:

1. Опишите свои эмоции на бумаге, опишите все, не думая.

2. На каждую эмоцию задайте вопросы, почему вы это чувствуете, и зачем вам это нужно?

3. Отвечайте до тех пор, пока не найдете сбой, нелогичность, разрушительную программу.

4. Напишите возможные варианты полезных эмоций. Что вы желаете чувствовать в такие моменты?

5. Выберите эмоцию, реакцию, которую вы хотите чувствовать в ответ на этот сигнал.

Например: я вижу очень красивую картину,  чувствую восхищение и неприятные эмоции.

Какие эмоции? 

 Я так никогда не смогу

 Почему я так решила? 

Не знаю. Если я поставлю цель рисовать именно так и буду тренироваться, то точно научусь. 

 Я так никогда не смогу. 

 Зачем мне именно так?

Потому что хочу доставлять людям такое же удовольствие своим творчеством.

Как я узнаю, что люди получают такое же удовольствие от моего творчества? 

Никак, только если они скажут мне об этом. Но я не смогу почувствовать, что они на самом деле чувствуют,  поэтому это утверждение нелогичное (3)

 Зачем мне это?

Я хочу рисовать лучше, чем сейчас рисую.

Отлично! Я могу тренировать свое мастерство.

Какую полезную реакцию я могу чувствовать? 

1. Радость от того, что могу чему-то научиться, разглядывая картину.

2. Вдохновение. Картина может натолкнуть меня на новые идеи и зарядить энергией.

3. Интерес. Каким способом или приемом художник добился моего восхищения?

Переписываю реакцию

СИГНАЛ - я вижу красивую картину другого художника

РЕАКЦИЯ - я чувствую восхищение и унижение  вдохновение, интерес и радость!  Я с удовольствием разглядываю картину, у меня появляются идеи и энергия. Я стараюсь понять, как художник добился такого визуально эффекта, и как мне научиться создавать похожие эффекты. 

Повторить это несколько раз.

Найти восхитительные картины и потренировать эти чувства осознанно несколько раз, чтобы организм запомнил новую реакцию. 

 В любом деле всегда есть кто-то, кто уже до нас успел добиться невероятного мастерства. Но это не значит, что нужно быть несчастным, это сигнал о том, что раз кто-то из людей смог достичь такого мастерства, то это реально и для нас. 

Дорогие мои, я вас очень люблю! Ученики моей школы практически моя семья.

Не совершайте творческого самоубийства!

Ваша, Мила Наумова.

Если было полезно, поделись:

Яндекс.Метрика

© 2019 Рисовать могут ВСЕ!

^ Наверх